Главная >> Экспедиция Салехард–Уэлен >> Дневник >>

ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ САЛЕХАРД–УЭЛЕН

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

1 мая 2011 года (день шестьдесят второй)
ТОРОСЫ У МЫСА КОЗЬМИНА
Поселок Певек — река Ергывеем
Дневной пробег 132 км, общий — 6722 км

На фоне ПевекаРанним утром праздничного дня стартуем из Певека на север. Нам предстоит обогнуть Шелагский полуостров и двинуться дальше на восток. От Певека уходим в море — нас предупредили, что следует опасаться проталин от городских сточных вод. Благополучно добираемся до поселка Янранай, вблизи которого нас нагоняет на «Ямахе» местный охотник Сергей. Он идет без прицепа, поэтому движется совсем в другом темпе. Слово за слово, спрашиваем у него про «Ямаху». Да, нормально, говорит, откатал уже четыре тысячи километров, все в порядке. И начинает перечислять: здесь раму подварил, здесь что-то укрепил, здесь кое-что заменил, а здесь чуть-чуть усовершенствовал… Нам остается только улыбаться в отросшие усы и бороды — наши «Тайги» за почти семь тысяч километров показали себя ничуть не хуже.

Движемся дальше, к полуострову Шелагский. Возле него встали торосы, высотой с наши снегоходы. Пытаемся уйти дальше в море — засада; прижимаемся к берегу — ничуть не лучше. Полуостров обогнуть по морю не получается. А жаль — места тут очень живописные…

Первомайский пикникОт нас, водителей, требуется немалое мастерство. Ну, рулить — это не так сложно. А вот давить на газ нужно очень дозированно. С таким тяжелым прицепом, как у нас, многое решает не скорость, а инерция. Будешь ползти через торосы слишком медленно — засадишь сани и снегоход в яме меж льдин. А газанешь — разобьешь подвеску о торосы, оторвешь прицепной крюк или поломаешь сани. Останавливаться тоже надо с умом. На голом льду или в гору с таким прицепом без посторонней помощи не тронуться.

Прыгая по торосам и застругам, выходим на траверс распадка, по которому можно подняться на перевал. Путь становится немного ровнее. Доходим до брошенной избы у подножия склона прибрежной горы и останавливаемся на обед. Мысленно проявляем солидарность со всеми трудящимися всего мира и радуемся холодному ветру, дующему с океана. Подумать только! Когда еще и где мы 1 мая порадуемся холодному северному ветру? А здесь — запросто. Наши двигатели с утра при нулевой температуре бежали не очень резво; а теперь, при северном ветерке побегут на перевал пуще прежнего!

«Реквизит» художественного фильмаТак и есть, поднимаемся в гору почти что с ускорением и получаем заслуженную награду — в компенсацию утренних сражений с торосами теперь мы движемся по совершенно ровному снегу гигантского распадка. Справа и слева сквозь туман проступают невысокие горы, впереди — Ледовитый океан, а где-то левее, за круглой сопкой, должна показаться полярная станция Валькаркай.

Это место знаменито теперь на всю страну и даже весь мир — здесь не так давно снимался фильм «Как я провел этим летом», который берет и берет призы на различных кинофестивалях и конкурсах. Кстати, якутские и чукотские метеорологи говорят, что там все неправда и такого в жизни не бывает и быть не может… Но фильм получился неплохой, согласитесь. Коктейль из местной экзотики и крутой психологической драмы вышел очень знатный.

Валькаркайское братствоПрибываем на Валькаркай. Удивляемся, как кинооператор сумел создать иллюзию удаленности станции от цивилизации. На самом деле, строений здесь много и стоят они друг от друга совсем недалеко. И еще заброшенная воинская часть рядом… Фотографируем «знаковые» места фильма, так, «на память». Пьем чай и движемся дальше.

И тут начинается такое… Мы-то, наивные, полагали, что торосов больше, чем между Амбарчиком и Раучау не бывает… Ха-ха, три раза — в этот день арктической экзотики мы нахватались по самые уши. Так прыгать по льдинам и так лавировать между торосами, наверное, не приходилось еще ни одному снегоходу «Тайга».

Снова и снова брат Аркадий на «Патруле» уходит в разведку. Порой его нет по 15-20 минут. Однажды брат Артем не выдерживает долгого ожидания едет по следам брата Начальника на подмогу.

Глыбы в три снегоходаВ одном месте проехать совсем уж непросто — гигантские торосы подступают вплотную к отвесной прибрежной скале. Но, прорубая путь во льдах и почти не выпуская топоров из рук, мы минуем-таки эти злополучные мысы…

К полуночи выкатываем к давно заброшенной избушке в долине реки Ергывеем. Попадаем в нее через окно, поскольку дверь, открывающуюся вовнутрь, из-за наметенного снега и намерзшего льда открыть не удается. Пятнадцать минут упражнений с топором и лопатой — и мы внутри. Кипятим чай, попутно забивая окно полиэтиленом, подгоняем «Патруль» поближе, чтобы от него дотянулся провод походной лампочки, легко ужинаем и ложимся немного поспать. До утреннего подъема, до выхода на следующий отрезок пути…

 

Памяти Василия Рыжкова
     
 
<<< предыдущая | наверх | к началу раздела | следующая >>>
© Владимир Корольков, экспедиционная группа «Таймыр», 1994–2011 год
При использовании материалов сайта ссылка на snegohod.org обязательна
     
Яндекс.Метрика