Главная >> Статьи >> Статьи об альпинистах и спасателях >>
В СОПРОВОЖДЕНИИ ОТВАГИ

В сокращенном варианте этот текст лег в основу фильма о высотных восхождениях на Памире «В сопровождении отваги». Мы попытались сделать его познавательным и интересным как для альпинистов, так и для людей, далеких от гор в прямом и переносном смысле

Высокогорные районы с их величественными белыми громадами семи- и восьмитысячников обычно называют третьим полюсом Земли. Заоблачные пики и гигантские ледники уже не одно столетие привлекают внимание людей, которые пытаются проникнуть в их неразгаданные тайны. Однако прежде люди достигли обоих полюсов, чем поднялись на высшую точку Европы — Эльбрус, проникли в стратосферу раньше, чем вступили на семитысячник. Успешное восхождение на «Крышу мира» — Эверест — лишь на полтора десятка лет опередило высадку человека на Луну.

Мы расскажем о событиях лета 1995 года, о восхождении альпинистов на один из Памирских семитысячников — пик Ленина.

По мере набора высоты организм человека попадает во все более необычные для него условия. Наряду с понижением температуры воздуха, усилением ветра, весьма неприятным оказывается резкое уменьшение количества кислорода в воздухе. Уже на высоте 5000 м его парциальное давление почти вдвое меньше, чем на уровне моря и вода кипит при 82°С.

Чтобы избежать неприятностей со здоровьем, рекомендуется неспеша, день за днем, приучать организм к непривычным для него условиям, адаптировать его к высоте. Называется этот процесс акклиматизацией. Только постепенно, шаг за шагом, покоряются человеку большие высоты.

По мнению медиков, предел наступает где-то на шести тысячах метров. Выше человек уже не может восстанавливать свои силы, организм работает на износ. Альпинисты стараются быть на этих высотах как можно меньше, совершают «броски» к вершинам и быстро спускаются. А выше восьми тысяч метров далеко не каждый может обойтись без кислородных приборов.

Не станем описывать все прелести «горной» болезни, вызванной недостаточной акклиматизацией организма и неизбежной в экспедициях на высочайшие вершины. В шутку скажем, что она несколько похожа на глубокое и омерзительное похмелье. И в таком состоянии нужно надевать двадцатикилограммовый рюкзак и лезть в гору...

Не меньше неприятностей доставляет солнце. На большой высоте оно жжет нещадно. За несколько минут можно получить страшные ожоги. Солнечная радиация проникает повсюду, отражается от всего белого и даже черного. Чтобы сберечь глаза и кожу, приходиться с утра до вечера быть в темных очках (которые потеют), марлевой маске (в которой жарко и трудно дышать) или под толстым слоем защитного крема (который дорого стоит).

На таких высотах приходится особенно внимательно следить за собой. Малейший перегрев или переохлаждение организма, простуда или простое расстройство желудка отнимает гораздо больше сил, чем на равнине. В худшем случае могут обостриться старые болезни, которые в таких условиях прогрессируют мгновенно.

После альпинистских сборов в лагере «Дугоба», который недалеко от узбекского города Фергана, мы запланировали экспедицию на высочайшую вершину СНГ — пик Коммунизма. Но узбекские фирмы, ведающие заброской групп, запросили столь нереально-астрономическую сумму за вертолет, какую наши кошельки попросту не вмещали. Да и к тому же, ссылаясь на транспортные проблемы, не дали никаких гарантий на возвращение экспедиции на Большую землю. А выбраться пешком с поляны Москвина под пиком Коммунизма почти невозможно — путь до ближайшего жилья и автодороги в лучшем случае занимает около двух недель, при условии того, что удастся успешно перейти несколько бурных памирских рек.

Хорошенько поразмыслив, мы решили отправиться на другой семитысячник, третью вершину СНГ — пик Ленина. Благо, до самого его подножия вполне можно добраться на обычной грузовой машине. Наша группа в этот раз состояла из четырнадцати альпинистов. Мы представляли семь городов — Норильск, Иркутск, Усть-Илимск, Красноярск, Пензу, Петропавловск-Камчатский и Таллин. Ровно для половины команды этот семитысячник был не первым.

Добираться до цели нам пришлось часов пятнадцать на бортовом ЗИЛе. Сначала до киргизского города Ош, а потом через заоблачные перевалы по знаменитому Памирскому тракту. Базовый лагерь всех экспедиций находится на Луковой поляне в урочище Ачик-Таш на высоте 3600 метров. Вся поляна заросла настоящим съедобным диким луком и, конечно, горными цветами. Чуть выше нее в своих многочисленных норах живут огромные и очень осторожные сурки, размером со среднюю собаку.

Обычно на пути к этой вершине приходится оборудовать четыре лагеря — 3600, 4200, 5300 и 6100 м. В каждом из которых на случай непредвиденного отступления обязательно должна оставаться палатка, часть снаряжения, горючего и продуктов. Расстояние между этими лагерями равняется одному дню пути.

Никто не меряет расстояние в горах метрами и километрами. Например у горцев есть такая единица расстояния — чакрым, равная часу ходьбы. Да и этот чакрым, в зависимости от погоды, времени года и суток может быть разным. Ходжа Насретддин на вопрос: «Далеко ли город?» — не смог ответить, пока не увидел, как путник ходит.

У каждого своя тактика. Кто-то любит медленный, размеренный подъем; кто-то отсчитывает шаги — 40 шагов и отдых; кто-то движется затяжными рывками — большой рывок и длинная остановка. Трудно на таких высотах ходить в связке, подстраиваясь под товарища. Знаменитый альпинист Райнхольд Месснер, первым побывавший на всех восьмитысячниках, пишет: «Совместное движение выбивает из ритма, который у каждого человека индивидуальный, и каждый скорее устает. Не бывает двух людей, которые выше 6000 метров могли бы подниматься вверх в одинаковом темпе, не затрачивая при этом дополнительной энергии на подстраивание к товарищу.»

Пик Ленина — не самая технически сложная вершина, почти весь подъем проходит, как говорится, «пешком». Основная проблема на маршруте — ледопад ледника Ленина. Эта километровая ледовая стена, разбитая трещинами, находится между вторым и третьим лагерем и преодолевается на второй день пути. Мы насчитали около сорока серьезных трещин, перебираться через которые с грузом было тяжеловато, особенно на крутых склонах, с нижележащего края трещины на вышележащий.

Пренебрегла опасностью женщина из соседней группы. Упав в трещину, пролетев 13 метров вниз, она попала на снежный мост, который смягчил и задержал ее падение. Чудом обошлось без травм. Но ее испуг легким не назовешь...

В солнечную погоду очень жарко на ледопаде перед третьим лагерем. Его пологую часть альпинисты прозвали «сковородкой». Именно здесь 13 июля 1991 года произошло несчастье — гигантский ледовый обвал похоронил под собой десятки людей, весь цвет ленинградского альпинизма.

«Горы времени у горы», — писала Марина Цветаева. У нас, напротив, времени — в обрез. Поэтому наша тактика восхождения была предельно проста. Для акклиматизации и заброски грузов — первый выход до высоты 5300 метров. Спуск на 3600. Отдых. Второй выход — решающий. Четыре дня на подъем до вершины, день на спуск и день в запасе.

Как улитка, таскающая на себе свой дом, несем свой и мы. Как у кочевников, у нас есть все необходимое, есть дополнительный запас продуктов и горючего на случай непогоды, ибо, как говорил Козьма Прутков, худо, когда в дивизии не хватает провизии.

Во время первого, акклиматизационного, выхода погода нас не жаловала — низкие облака, туманы, временами — снег. Зато потом, в дни решающего штурма, нам повезло. На вершине было не больше 20 градусов мороза и слабый ветерок. А ведь за несколько дней до этого у французов

ветер порвал палатку и унес в пропасть незакрепленный рюкзак.

Высота 6100 метров. Последняя ночевка перед вершиной. Как можем, укрепляем палатки, организуем отдых и, несмотря на полное отсутствие аппетита, пытаемся что-то есть. Постоянно готовим горячее питье. Сыпем заварку в холодную воду и долго кипятим. Потом с удовольствием пьем восьмидесятиградусный кипяток. Едим и пьем все свободное время, вечером и утром перед выходом.

Уходим вверх с рассветом, чтобы иметь максимальный запас светлого времени. Берем только теплые вещи, фляжки с водой, немного еды. С легкими рюкзаками идется веселее. Но дает о себе знать высота. Вот 6400, вот 6800. Останавливаемся все чаще, у некоторых мерзнут ноги. От этого избавлены только счастливые обладатели пластиковых высотных ботинок.

Идем, пошатываясь от усталости. Предвершинное плато. Последний подъем. Вершина. Большая и плоская, как футбольное поле. Наверное, такие вершины не стоит называть пиками. Но так уж повелось. Высоченные массивы Эвереста, пика Ленина, пика Победы всем своим существом устремлены в небо, доминируют над соседними горами.

Семь тысяч сто тридцать четыре метра — все наши. Мечта, сбывшаяся ценой немалых усилий, физических и волевых. На бурное выражение радости сил почти нет. Все намного прозаичнее, чем в кино. Конечно, фото на память. Конечно, достать из-за пазухи видеокамеру. Кстати, их в нашей группе было аж три штуки, две из которых побывали на вершине...

Нашли сложенный из камней контрольный тур, в котором лежал вымпел Национального олимпийского комитета Белоруссии. Оставили полиэтиленовый пакет с гербом нашего Норильска, вспомнив про юбилеи Норильского комбината и Таймырского национального округа.

И каждому опять, в который уже раз за эти дни, пришлось заставлять себя идти. Теперь только вниз... Выше нас уже ничего не было, не считая, конечно, неба и двух семитысячников на горизонте — пика Коммунизма и пика Евгении Корженевской. Таких далеких и таких желанных.

К вечеру следующего дня уже были в базовом лагере, где можно порадоваться жизни и осознать победу по-настоящему. Там много кислорода, головы не шумят, руки и ноги нормально работают, есть аппетит и возможен полноценный сон и отдых.

Очень удачно закончилась экспедиция, все наши, кроме приболевшей девушки из Таллина, дошли до вершины, хотя, по статистике, на пик Ленина восходит около половины выходящих из базового лагеря альпинистов. Таким вот образом в наших альпинистских книжках и судьбах появилась еще одна строчка — пик Ленина.

Памяти Василия Рыжкова
     
 
<<< предыдущая | наверх | к началу раздела | следующая >>>
© Владимир Корольков, экспедиционная группа «Таймыр», 1994–2011 год
При использовании материалов сайта ссылка на snegohod.org обязательна
 
Яндекс.Метрика