Главная >> Экспедиция Салехард–Уэлен >> Дневник >>

ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ САЛЕХАРД–УЭЛЕН

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

15 апреля 2011 года (день сорок шестой)
ПАМЯТНИКИ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
Хребет Ынгыр-Яна — село Казачье
Дневной пробег 141 км, общий — 4656 км

Исторический музейУтром после завтрака и недолгих сборов выдвигаемся в сторону заброшенного периметра из «колючки». Хорошо сохранились ворота, вышки охранников и бараки. А вот забор из колючей проволоки сильно покосился. Заходим в здания и сквозь оконные решетки делаем несколько фото. Но нет, все же это больше похоже на склад взрывчатых веществ, чем на зону. Склады ведь тоже нуждались в усиленной охране.

Выходим на дорогу, некогда соединявшую склад с поселком Кулар. Она ведет к заброшенному аэропорту и далее в поселок Северный на берегу реки Яны, а нам как раз туда и надо. Дорога продувается ветром, снега на ней практически нет, только щебенка. Приходится идти по тундре, дорогу используем только как ориентир. Десяток-другой километров — и вот Кулар.

Бывший аэропорт КуларВот здание аэропорта, занесенная снегом взлетно-посадочная полоса, которая принимала, говорят, в день по пять самолетов из Якутска и прямые рейсы из самой Москвы. Теперь нет. Разруха и запустение. Лет пятнадцать здесь никто не живет и, тем более, не летает. А в начале 90-х незабвенный однокашник брата Вовы Игорь Поспелов летал сюда много раз на практику и на работу…

Кстати, Игорь (в простонародье Гарри) — весьма примечательная личность на географическом факультете МГУ. Помнится, что он съезжал на лопате с пятидесятиметрового обледеневшего берега Енисея, потом бороздил зимой и летом весь Крайний Север вдоль и поперек, поднимался на Центральном Кавказе на гору Джантуган, оставив на ней записку: «Здесь был колымский бич Гарри», и… был и остается просто хоть и экстравагантным, но добрым и надежным товарищем… Даст Бог, прочитает он эти строки.

На фоне руин социализмаЕще один однокашник брата Вовы, Валера Любимов, тоже, кстати, бывает регулярно в этих краях. Московская фирма, в которой он работает, занимается мамонтовой костью, которой на Северах пока что в избытке. Таймыр, Якутия, Новосибирские острова…

Но мы идем дальше. Поселок Северный. Огромный, по здешним меркам, населенный пункт, в котором проживало в советские времена более 7000 человек. Жизнь здесь теплилась еще лет десять назад. Сейчас же здесь сохранились лишь скелеты жилых домов и сооружений горно-обогатительного комбината. А уж разоренных одно-двухэтажных домов тут не счесть. Есть и «недострой» — брошенные пятиэтажки, в которых теперь, видимо, жить уже никто никогда не будет школы, больницы, клубы... Очень богатая у нас страна, уникальная экономика, позволившая себе некогда вложить бешеные деньжищи в Север — в брошенные теперь поселки, в недостроенные дома, в недоосвоенные месторождения и в заброску в эти широты десятков тысяч ржавеющих ныне машин и механизмов…

Последний жилой домВо всем поселке — пара семей, занимающих пока еще целые комнаты двухэтажного деревянного дома. Те, кому, видимо, некуда ехать. Остальное население ушло с развалом Союза, когда закончилось финансирование предприятий, и, соответственно, гособеспечение и работа.

Размах стройки социалистических времен впечатляет. Одной техники и железа здесь хватит, чтобы обеспечить сырьем металлургическую промышленность какой-нибудь небольшой европейской страны. Сколько же денег зарыто здесь при социализме? Никто не считал, и считать, видно, не собирается…

У музея села КазачьеА вот и река Яна. Ну, здравствуй! Спускаемся с высокого берега у поселка и выходим на хорошо расчищенный зимник, идущий на север. Быстро добираемся до села Казачье. В отличие от поселка Северный, здесь царит полный порядок. Никто не уезжал и не собирается. В Казачьем население местное, издавна занимается оленеводством и рыбалкой. Никакая смена политических формаций не способна поколебать здесь вековой уклад хозяйства. Как было здесь около полутора тысяч жителей сто лет назад, так и остается. Кстати, школьников из них 310 человек.

Зам. Главы Егор Алексеевич Томский и Глава Администрации Леонид Васильевич Лаврентьев так радушно предлагают ночлег, что мы не в силах отказаться. Тем более, что село на прошлой неделе отметило свое 375-летие. Отголоски этого праздника — флаги на улицах и памятные сувениры нам в подарок.

Музейная музаВ местной школе, оказывается, есть прекрасный краеведческий музей, лауреат многих конкурсов и обладатель дипломов и наград. Экскурсию для нас проводят ребята и девчата. Каждый — у «своего» стенда. Школьники передают нас буквально «из рук в руки» и проводят с почетом по всему музею. Они так увлеченно и без запинки рассказывают о своем родном крае и земляках, что, кажется, к нашему приезду экскурсоводы готовились не один год. Рассказывают они и о посетивших Казачье экспедициях — от барона Толля и адмирала Колчака до наших современников на джипах и велосипедах. Надо думать, и о нашей экспедиции здесь скоро появится своя экспозиция. По крайней мере, материалы о пробеге настоятельно просила прислать Галина Петровна Горохова, руководитель школьного музея. Вот только идеология здесь отстает лет на тридцать-сорок — ребята и учителя мыслят категориями социалистических времен. Плохо это или хорошо — судить не нам…

Ложимся спать с надеждой на ранний подъем. Утром двинемся на восток в сторону поселка Тумат. До него порядка 150 км.

 

Памяти Василия Рыжкова
     
 
<<< предыдущая | наверх | к началу раздела | следующая >>>
© Владимир Корольков, экспедиционная группа «Таймыр», 1994–2011 год
При использовании материалов сайта ссылка на snegohod.org обязательна
     
Яндекс.Метрика