Главная >> Экспедиция Салехард–Уэлен >> Дневник >>

ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ САЛЕХАРД–УЭЛЕН

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

2-3 апреля 2011 года (день тридцать третий — тридцать четвертый)
34 ЧАСА ЗА РУЛЕМ
Река Уэле — поселок Тикси
Дневной пробег 664 км, общий — 4068 км

Утром минус 25 градусов. Тихо. Дежурный подскакивает по будильнику в 5.00. Снегоходы заводятся без проблем. Выезд в 7.25 по якутскому времени.

Снова склоны: то вверх, то вниз. В долинах снег ровный, на возвышенностях — большие заструги. Скачем по ним как кони. Скорость держим на минимуме, чтобы не страдала подвеска снегоходов и наши сани. Добрым словом вспоминаем таймырские ровные реки, по которым двигаться было намного комфортнее. К сожалению, в Якутии рек, текущих в попутном направлении, практически нет, только некоторые протоки Лены текут с востока на запад. Туда и держим путь.

Река ОленекДовольно быстро добираемся до поселка Усть-Оленек. Жителей там не много. Начальник метеостанции Владимир Любченко кормит нас горячим обедом.

Считаем количество оставшегося бензина и понимаем, что его маловато. Оказывается, брат Вова, высчитывая нарастающее расстояние в программе Excel, ошибся со ссылкой на ячейку, и как раз на этом участке пути вышла невязка в несколько сотен километров. Однако, наши снегоходы так экономично шли все последние дни, что дозаправка им требуется минимальная, всего около 50 литров (на все три машины). Да и то так, на всякий случай. Возможно, наши снегоходы дойдут до Тикси и на имеющемся запасе горючего.

В гостях у полярниковДа вот беда — бензина в этом районе почти нет. Местные снегоходы ездят на газоконденсате — нефтепродукте, сопутствующем добыче природного газа. Причем, здесь его заливают и в импортные, и в отечественные моторы…

Ну что ж, испытания, так испытания! Должны же мы проверить наши снегоходы во всех режимах! Может быть, кто-то из местных охотников купит себе рыбинскую «Тайгу» и будет гонять здесь на газоконденсате? Вот мы и проверим, насколько наши моторы адаптированы, так сказать, к не очень качественному топливу. Так что докупаем немного газоконденсата и движемся дальше.

ПустыняНаш путь лежит по берегу океана, а затем по Оленекской протоке реки Лены. Поднимается ветер. Поверхность сперва идеально ровная — то чистый лед, то плотный снег. Однако, совсем скоро мы оказываемся в зоне сплошных песков, наметенных ветрами с берегов и островов дельты Лены. Десятки километров песка! Их не объехать ни по берегу, ни по фарватеру — один сплошной песок. Настоящая пустыня, только арктическая…

Снегоходам приходится не сладко — с силой трения они справляются с большим трудом. Песок, как может, тормозит полозья саней, проникает в подвеску, стирает склизы, выедает пластик… Но победа «по очкам» остается за «Тайгой». Даже такие экстремальные условия не «убивают» наши снегоходы, груженые, сами понимаете, сверх всякой меры...

Ночные гонщикиНо вот и пески позади, дальше привычный снег и лед. Но ветер не утихает, он сдувает нас с курса вместе с гружеными санями, особенно на голом льду. На ночевку единогласно решаем не останавливаться, а идти, если хватит сил, всю ночь и день до Тикси.

К утру ветер стихает. За пять часов темного времени мы проходим немало километров, благо путь лежит почти по прямой, вдоль высокого орографически левого (а для нас правого) берега Оленекской протоки. Перед нами теперь остров Столб — огромная одинокая скала, стоящая посреди дельты реки Лены. На полярную станцию Сокол не заезжаем из экономии сил и времени, до Тикси уже не так далеко. Клюем носом, но едем. Впереди — Быковская протока и протока Синицына, затем залив Неелова, который принадлежит уже морю Лаптевых. Здесь начинается самое настоящее побережье Северного Ледовитого океана.

Ни снежинки вокругЛетим по голому льду, переезжаем небольшие зоны торосов, застругов и трещин, опять летим по льду. Движемся быстро, но осторожно — на голом льду снегоход с тяжелыми санями остановить почти невозможно — его может запросто раскрутить и даже перевернуть. Но у нас, к счастью, обходится без серьезных приключений.

Минуем биостанцию «Лена-Норденшельд», в это время года необитаемую. К 15 часам полуживые подъезжаем к Тикси. 34 часа за рулем и 664 километра — это очень неплохо. Но, главное, половина нашего маршрута до Чукотки уже позади! И, к тому же, мы добрались из Хатанги до Тикси практически на три дня быстрее «Северного десанта»! Брата Вову сей факт совершенно не волнует, а вот братья Аркадий и Артем явно горды содеянным… А уж «Русская механика» и подавно… Но... кажется мне, что соперничество и соревнование в Арктике — лишнее. Вот сотрудничество и взаимопомощь — это да, дело хорошее. Даже очень.

Первым тиксинцамВ Тикси мы «скребемся» по обочинам дорог, «наглухо» засыпанных черным шлаком и щебнем. «Сваливаемся» на теплотрассы, под гусеницы подкладывая деревянные щиты. Оказывается, что мы «причалили» не совсем туда, куда нужно. Тикси-3 — это поселок военных и авиаторов. До Тикси-1, где расположена местная администрация, гостиница и прочие блага цивилизации, надо «свистеть» еще с десяток километров вглубь залива. Пути два: по автодороге или по льду моря. Естественно, выбор за вторым вариантом…

Непросто берем крутые подъемы по обледенелым тиксинским улицам до гостеприимного гаража. Впереди — несколько дней отдыха и ремонтов. К тому же с завода нам в Тикси должны прислать некоторые «экспериментальные» узлы и агрегаты. Начальству виднее. А утро вечера мудренее. После такого пробега засыпаем в гостинице как убитые.

 

Памяти Василия Рыжкова
     
 
<<< предыдущая | наверх | к началу раздела | следующая >>>
© Владимир Корольков, экспедиционная группа «Таймыр», 1994–2011 год
При использовании материалов сайта ссылка на snegohod.org обязательна
     
Яндекс.Метрика