Главная >> Экспедиция Салехард–Уэлен >> Дневник >>

ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ САЛЕХАРД–УЭЛЕН

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

20 марта 2011 года (день двадцатый)
ТАЙМЫРСКИЕ СЮРПРИЗЫ

Зимник на Волочанку — слияние рек Авам и Чопка
Дневной пробег 223 км, общий — 2311 км

За ночь намелоНачинаю растапливать примус в 4 утра. Через сорок минут готов легкий завтрак и чай, термосы заправлены. Как-то так повелось, что горячий завтрак мы не готовим. Обходимся чаем с бутербродами. Горячая пища у нас только вечером. Братья так решили, и у меня, в меру сил постящегося, возражений нет.

Выходим рано. Погода шепчет. Ветер, как по мановению волшебной палочки, утихает за 15 минут до общего подъема. Правда, видимости нет почти никакой. В поле нашего зрения — только снежное марево без горизонта, края и конца, редкий полярный кустарник под ногами да черные камни на склонах ближайших холмов. Видимость метров сто, не больше. Дальше — неизвестность.

Вышла группа из туманаВременами ощущаем себя героями фантастического фильма, который снимается в павильоне с сюрреалистическими декорациями, выкрашенными одним белым цветом. Как будто варит нас кто-то в манной каше внутри совершенно белой кастрюли под белой крышкой… Нет ни неба, ни земли, видны лишь ближайшие заструги и три снегохода в белом тумане на белом снегу. Ну и, конечно, яркие флаги «Русской механики». На них-то и отдыхает взгляд от изматывающей, слепящей белизны…

Скорость снегоходов падает до 10-15 км/ч. Ехать быстрее опасно. Когда нет видимости, можно запросто ухнуть вниз с какого-нибудь обрывистого берега реки или озера.

Идем только по навигатору. Других ориентиров нет. Мне вспоминается, как я когда-то кружил по озеру Лама, думая, что двигаюсь по прямой. Тогда была пасмурная темная ночь. Теперь — немногим лучший, мглистый туманный день. Неспроста многие водители грузовиков в такую погоду предпочитают двигаться ночью, а днем спать. В свете фар рельеф видно все-таки лучше, чем в дневной туманной мгле.

Граница лесаЗимник давно потерян. Достаем карту, уточняем по GPS-навигатору координаты и понимаем, что слишком сильно отклонились вправо, в холмы путоранских предгорий. Сворачиваем на север и через несколько километров снова находим зимник. С каждым часом погода улучшается. Уже временами проглядывает солнце, а видимость увеличивается до километра. Порой мы двигаемся по озерам, покрытым совершенно голубым льдом. А справа в тумане, как декорации в театре, солнце мягко подсвечивает округлые вершины путоранских гор...

Кроны редких лиственниц здесь часто имеют интересную форму — приплюснутую и раскидистую, подобно деревьям в африканской саванне. Но если в знойном климате так деревья экономят влагу, то в Арктике — это способ уберечься от ураганных ветров и мороза.

Встреча с землякамиВпервые за полутора суток пути мы встречаем колонну грузовых автомашин и бензовозов. Через пару километров за ней — команду Ильи Кондрашова на джипах с московскими номерами. Наши коллеги-путешественники, как оказалось, пересекли всю Якутию и шли встречным курсом, в Норильск. Краткий обмен новостями, братание, как на Эльбе, фото на память и дальше в путь! Почитаем потом после возвращения друг о друге в интернете… Спишемся. Мир тесен!

К вечеру совсем проясняется — наконец-то появляется солнце на голубом небосводе. Зимник спускается на реку Чопка, идти по которой намного приятнее, чем по холмам. Местами попадаем в тяжелый глубокий снег, но зато иногда встречаем твердые и ровные участки наста, на которых удается разогнать груженые снегоходы до 50 км/ч.

Последствия ДТПОднажды обрывает болты на прицепном крюке «Варяга». Тяжелые сани подпрыгивают и сразу же зарываются в снег. Брат Артем на «Атаке», шедший следом, чудом уворачивается от них, все же цепляя сани правой стороной снегохода. Легко страдает бампер и крепление последней канистры на санях. Привести их в исходное положение не составляет большого труда.

На небе появляются непрошеные гости — перистые облака — предвестники изменений погоды. Наверное, скоро здесь пройдет атмосферный фронт. Жителю средних широт это покажется странным, но погода на Севере меняется по несколько раз на дню. Это нормально. Север — «кухня погоды», большинство циклонов и антициклонов, бороздящих просторы нашей необъятной страны, рождаются именно здесь. Вот и мы попали на эту «кухню» — вечером полный штиль, звезды и северное сияние в полнеба. А ночью — ураганный ветер, рвущий палатку, альпинистскими узлами привязанную к снегоходам, и флаги «Русской механики» на флагштоках…

Наш походный офисСегодня есть альтернатива палатке. Можно заночевать в балке на слиянии рек Чопки и Авама. Ан, нет. Снега в нем надуло кубометров восемь. Копать нашими лопатами час-полтора. Все же ставим палатку. Вот, кстати, и добрый совет путешественникам — не берите с собой «саперные» лопатки производства пусть даже очень уважаемых фирм. Они здесь ни к чему. Возьмите лучше на группу хотя бы одну простую и незамысловатую совковую лопату. Штыковую — не надо, это лишнее, уж поверьте мне, старому путоранскому снегомеру-лавинщику. А вот совковую, с нормальной, длинной крепкой ручкой — в самый раз. Не пожалеете. Можно даже взять две — одну с длинной ручкой, другую с короткой. Ведь лопату можно и сломать, и потерять. Тогда выручит другая.

Топоров на группу достаточно два. Но хороших. Если плохих — лучше три. Ножовки? Да, наверное, надо. Одну. Или две (если, не дай Бог, что-то случится с палаткой и придется строить иглу). И обязательно — хорошо разведенную двуручную пилу. У нас ее, увы, не было. А пригодилась бы она раза три-четыре, это точно — бревна для печки пилить. Это проще, чем их топором «ковырять». Или доски (на Севере драгоценные) на дрова пускать…

 

Памяти Василия Рыжкова
     
 
<<< предыдущая | наверх | к началу раздела | следующая >>>
© Владимир Корольков, экспедиционная группа «Таймыр», 1994–2011 год
При использовании материалов сайта ссылка на snegohod.org обязательна
 
Яндекс.Метрика