Главная >> Экспедиция Салехард–Уэлен >> Дневник >>

ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ САЛЕХАРД–УЭЛЕН

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

6 марта 2011 года (день шестой)
ПОВОРОТ НА СУЗУН
Зимник на Ванкор — зимник на Сузун
Дневной пробег 157 км, общий — 1417 км

Быстрее «Емели»Солнечное утро. В кои-то веки. Выезжаем на маршрут около 9 утра. Опять зимник со всеми «прелестями»: то глубокая колея, то ровные участки, то снежные переметы. По пути обгоняем коллег-путешественников на «Емелях». Их скорость движения держится около 20-30 км/ч, наша же — 40-50 км/ч. Зато они могут двигаться почти круглосуточно, сменяя водителей. Остановки только на обед — на ходу готовить еду несподручно. У нас же такой «роскоши» нет. Один водитель — один снегоход… Даже видео снять, где мы втроем рулим, и то проблематично. Штатив надо ставить, отъезжать, подъезжать… Короче, куча времени и гемор немалый. Нам не до того. Ехать надо. И чем быстрее, тем лучше!

Ниндзя на СузунеБыстро добираемся до поворота на Сузунское месторождение. Указатель из разряда тех, что называется, не пропустишь. Сразу за поворотом видим шлагбаум на зимнике. Это является препятствием только для колесной техники. Нам-то «по барабану» — объезжаем шлагбаум по лесотундре и ищи нас свищи…

Однако из-за быстрой езды последних дней лопается крепление короба на санях «Патруля», немудрено — они ведь полны железа. Да и сам короб «трещит по швам». Встаем на ремонт, перекладываем вещи, закрепляем короб по-новому — с помощью фанерок и ремней-стяжек, которыми мы с избытком запаслись еще в московских магазинах. К такого рода поломкам мы подготовились нормально. В Норильске будем устранять эту проблему в теплом гараже. А сейчас надо просто доехать.

Чудеса физической химииПоявилась и другая беда. Выяснилось, что в спешке сборов мы плохо упаковали продукты. То, что ехало на снегоходе, сохранилось еще туда-сюда. А вот то, что в санях… Сушки из Лабытнанги разбились в труху за три дня.  Мы это заметили еще на Ванкорском повороте. Спирт продержался подольше — целых шесть дней. А мы так надеялись, что он доедет хотя бы до Норильска! Все разговоры про груз у нас теперь сводятся к одному — дотерпеть этот бардак, добраться до теплого гаража и там уже навести полный порядок. В такой спешке, как собирались мы, собираться нельзя…

Спирт с картошкойОсновной тарой для жидких и сыпучих веществ мы выбрали пластиковые бутылки, прекрасно зарекомендовавшие себя в пеших, лыжных и водных походах. Везде, но не в нашей экспедиции! В бутылках, расставленных по пластмассовым канистрам, на шестой день пути образовались крошечные трещины. Удивительно, но спирт через них смог проникнуть в бутыли с сухой картошкой «Knorr»! А картошка — в емкости со спиртом! Так, что оказалось испорчено и то, и другое.

Большую часть спирта и картошки мы все же спасли, но впредь стали умнее — разрезали на прямоугольники один туристский коврик и тщательно проложили ими продукты в канистрах. Результат улучшился на порядок, «продуктовых» потерь стало значительно меньше.

Спасение остатков спиртаЧто ж, снегоходчики-дальнобойщики, учитесь на наших ошибках — «драгоценный» спирт возите только в надежном месте и надежной таре. Кстати, все, что было в наших санях, за долгий 8000-километровый путь потеряло товарный вид или просто пришло в негодность — продукты, вещи, запчасти, которые приходилось перепаковывать  в новую тару практически ежедневно… В рюкзаке пострадала даже книжица «Ларец мудрости духовной». А вот икона новомучеников и исповедников Российских, которая путешествовала вместе с нами, осталась целой и невредимой… Так бывает. Икона все-таки…

Дорожные сборыВечером, уже в темноте завершаем укладку запчастей, инструмента и прочих железяк в наскоро отремонтированные сани брата Аркадия. Самое неприятное, что по всему коробу, а потом и по снегу рассыпались запасные болтики и гаечки. Такие мелкие, что собирать их в перчатках никак не выходит. Приходится брать каждый метиз голыми пальцами… А мороз за минус 20… Снег в пальцах подтаивает, и болты-гайки сразу же примерзают к коже. Ну, ничего, бывает. Зимой языком к качелям прилипнуть — это гораздо хуже.

Кстати о руках. Я, как «умная Маша» набрал разных кремов (очищающих, заживляющих и смягчающих) и салфеток (сухих и влажных). В первые дни старался содержать свои (и братские) руки в чистоте и порядке. Еще бы, фотоаппарат, видеокамера и компьютер — не танки, и грязи все же боятся. К тому же в длительном путешествии потрескавшаяся кожа, ссадины, раны, порезы и обморожения могут доставить много проблем. Без рук-то ведь никуда...

Не тут-то было. Даже почти не участвуя в ремонтах саней и снегоходов, на третий день палаточной жизни я извозюкал руки, как трубочист. Не помогали ни крема, ни салфетки, ни перчатки. Отмыть руки дочиста уже не получалось, в лучшем случае — растереть грязь равномерно ровным слоем. Короче, на свои руки я на четвертый день плюнул. Перестал пользоваться и тонкими перчатками. Все равно в моей палаточно-примусной работе они мне не подмога…

В этом смысле братьям Аркадию и Артему попроще — гаечными ключами и инструментами они могут орудовать и в перчатках. Но это я, конечно, загнул, нисколько им не легче. Времени на морозе они проводят больше моего. Пока я кашеварю в палатке, они снаружи занимаются всякими важными делами. Я их только чаем угостить могу. Толку-то от меня немного: не знаю, какая железка от чего, как и с чем ее лучше упаковать, что поближе положить, что подальше. Все, что ни делаю, брат-начальник за мной переделывает. Поэтому могу только «на подхвате» работать — подать-принести, замотать развалившуюся коробку скотчем, поддержать чего-нибудь. Другое дело — бивуачное снаряжение — здесь я в своей тарелке…

Для сугрева души и телаНочуем снова в палатке. Прохладно, ночью мороз крепчает до минус 22-х. Но в нашем «доме» тепло и уютно. От сдвоенного примуса почти что жарко, можно даже высушить подшлемники и перчатки под потолком, отогреть хлеб и промерзшие консервы. Но у пола довольно зябко. Это ничего, у нас прекрасные спальники российской компании «Баск». Они «обещали» выдержать 35-градусный мороз. Вот и проверим...

Кстати, почти всю снарягу мы закупали в компании «Баск». Так уж получилось — заведовал процессом я, как географ и заядлый турист-альпинист. Дело в том, что Заполярье очень похоже на высокогорье. Тот же климат с низкими температурами, те же сумасшедшие ветра. Одна разница — альпинисты в долгие маршруты не ходят (высотные восхождения — не в счет). Нам же предстоит по несколько недель обходиться без тепла и возможности просушить одежду, как, к примеру, туристам-лыжникам в дальнем походе.

Теплая благодарностьПо всему по этому я выбрал одежду из синтетических материалов. Никакого пуха! Ни в коем случае! Если подмокнет, греть он не будет, а высушить его в полевых условиях — настоящая проблема. Хотя, конечно, для недлинных маршрутов пух самое то — легкий и очень теплый. Но не для нас.

Одежда для экспедиции была закуплена в основном в российской компании БАСК. Верхние очень теплые куртки Баск ANTARCTIC можно запросто бросить вечером в угол палатки, а утром отряхнуть и одеть — они всегда сухие. Если пропотеешь — куртки тоже быстро сохнут прямо на теле. Брюки у нас были Баск HIKE 05 и Баск NORTHWIND THL V2, одежда Polartec® Баск STREAM V2, Баск KONDOR V3, Баск DYNAMIC V2, спальные мешки Баск CHALLENGER -35C M и многое другое. Еще один (запасной) комплект костюмов был закуплен в компании Winterway. Его мы использовали как парадно-выходной.

Обувка у нас была высотная, альпинистская — Boreal G-1 EXPE. Я из нее не вылезал три месяца, спал во внутренних ботиках, ехал, естественно, в полном комплекте. Тепло, сухо и гигиенично. Кроме этого, братья использовали и резиновые утепленные сапоги со вкладышем.

Куртки и штаны от Баска мы за время пути уделали вусмерть. Благо, что были они черные, грязи на них было почти не заметно. Но вот запах выхлопных газов… Это да! Пришлось их просто оставить в Уэлене. Отстирать их, похоже, было уже невозможно.

На ночь примус, естественно, гасим. Опасно оставлять его без присмотра — может полыхнуть клапан или вентиль, можно, в конце концов, перевернуть его во сне ногой…
Примус умолкает, и в палатку приходит зима. На небе в нашу честь «включают» северное сияние. Красота, да и только. Но надо спать… Завтра снова в дорогу… Планируем к 8 марта добраться до Дудинки, чтобы поздравить наших домочадцев с Международным женским днем по мобильному телефону. Не хочется разорять «Русскую механику» на спутниковой связи...

 

Памяти Василия Рыжкова
     
 
<<< предыдущая | наверх | к началу раздела | следующая >>>
© Владимир Корольков, экспедиционная группа «Таймыр», 1994–2011 год
При использовании материалов сайта ссылка на snegohod.org обязательна
     
Яндекс.Метрика