Главная >> Экспедиция Салехард–Уэлен >> Дневник >> | |||||
ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ САЛЕХАРД–УЭЛЕН 4 марта 2011 года (день четвертый) С утра пуржит. Тепло, около 5 градусов мороза. Мы-то рассчитывали где-то на минус 20 или даже 30. Так что едем пока, будто по Африке. У меня еще проблема — нет водительских прав на снегоход. Имеющиеся категории «ВС» и пятнадцатилетний стаж вождения тут не в счет. На снегоход требуются специальные права. Перед отъездом я честно пытался сделать все по закону. Приехал в Ногинский технадзор. Там сказали: «Пожалуйста! Нет проблем! Вот только приезжайте к нам на площадку на своем снегоходе, чтобы сдать вождение…» Увы, своего снегохода у меня пока что нет, да и снега в Подмосковье как-то маловато было, вот и остался я «бесправным». Когда брат Аркадий узнает об этом факте моей биографии, то, мягко говоря, сильно расстраивается. Тем более, что остальные документы на снегоходы у нас в полном порядке. От расстройства брат Аркадий заводит всю экспедицию объездными путями в такие дебри, что выбраться из них нам удается с немалым трудом. А все из-за того, что впереди на трассе маячит пост ДПС. Вот мы и сваливаемся с автодороги влево, пересекая буераки, реки, подныривая под трубу то ли газопровода, то ли канализации… На одном очень крутом спуске на безымянную реку брат Артем даже ломает прицепной крюк на «Варяге», а я с видеокамерой в руках снимаю этот невеселый момент. Меняем крюк, выползаем на автодорогу. Итог: пять километров трассы мы ползем часа полтора… И вот еще один пост ДПС. Помня о приключениях при объезде предыдущего, брат Аркадий решает идти «в лобовую атаку». Проезжаем пост «на ура», сотрудники ДПС даже не требуют документы, когда узнают: кто мы, откуда и куда едем. Через несколько десятков километров пути еще один любопытный наряд ДПС останавливает нас. Оказывается, только для того, чтобы выяснить подробности нашего путешествия... Большинство водителей, скорее всего не поверят, что сотрудники ГАИ могут быть столь вежливы и милы в общении. Какие там документы? — «Счастливо вам, мужики!» Без особых проблем добираемся до АЗС в Cтаром Уренгое. Заливаем немного бензина и «летим» дальше по обочине автодороги, надеясь сделать следующую заправку в поселке Тазовский, через который у нас проложен маршрут. Замечаем поворот на Ванкорский зимник. Вспоминаем, что читали в интернете рассказы о похождениях московских джиперов, которые «махнули» на Дудинку и Норильск именно по нему. Правда, они поимели некоторые проблемы со службой охраны Ванкорского месторождения… Дело в том, что нефтегазодобытчики — люди отнюдь не «государевы» и автозимники содержат за свой (коммерческий) счет. Поэтому пускать на дорогу кого попало (типа нас) частное предприятие не обязано. С другой стороны, наверняка, высокое руководство пошло бы нам навстречу и разрешило бы транзитный проезд через Ванкор. Но решать такие вопросы следовало заранее, а не «по факту». Теперь, возможно, придется объяснять рядовому охраннику, который дорожит своим рабочим местом и дрожит за свой контракт, что мы «не верблюды», что снегоход физически не может идти по зимнику, изрытому колесами «Уралов», МАЗов и КАМАЗов. И что зимник мы будем использовать не иначе как ориентир… Но автодороги с обледеневшими и усыпанными щебенкой обочинами нам так надоели, что мы все же решаем скорректировать маршрут и свернуть на попутный Ванкорский зимник. Однако, теперь у нас другая проблема — нехватка бензина. Мы рассчитывали заправиться в Тазовском, через который теперь уже точно не пойдем. Имеющейся «на борту» горючки нам до Дудинки явно не хватит. Как быть? Надо отправлять мини-экспедицию из двух снегоходов за бензином на север, в ближайший поселок. О своих приключениях братья Аркадий и Артем рассказали потом в красках: как им не давали проехать по федеральной автотрассе через поселок нефтяников; как им отказали в заправке на ведомственной АЗС; как они познакомились с местным жителем, который взялся помочь с бензином. Короче, экспедиция за горючим успешно закончилась только в 3 часа ночи после поездки на УАЗике в поселок Старый Уренгой… Кстати, по иронии судьбы, на ту же самую АЗС, на которой мы заправлялись 12 часов назад. Знать бы «прикуп», жить бы в Сочи. И плавать бы на яхтах в Черном море, а не бороздить просторы Арктики на снегоходах… На повороте на Ванкор мы видим интересную картину — в то же самое время здесь разгружается «фура» с экспедиционным скарбом команды Василия Елагина. Группа из семи человек на двух самодельных автомобилях типа «Емеля» собирается с этой точки «прокатиться» к Северному полюсу и даже двинуть дальше в Канаду. Согласитесь, не удивительно ли, что на бескрайних просторах русского Севера в одно и то же время, в одном и том же месте встречаются две уникальные экспедиции. Уникальные каждая по-своему… Опережая события, расскажем, что, к сожалению, ледовая обстановка и аномально теплая весна не позволили команде Василия Елагина пройти весь запланированный маршрут. Они вернулись домой с архипелага Северная Земля после двух месяцев пути по суше и льдам Северного Ледовитого океана... Но вернемся на Ванкорский зимник. Сегодня ночуем возле него, отъехав вправо по сугробам сотню метров. Это наш первый «полевой» лагерь. В полной темноте, глубокой ночью, брат Аркадий «Патрулем» долго накатывает поляну для лагеря. И даже после этого мы проваливаемся в снег чуть ли не по пояс. Массу времени тратим на установку палатки и налаживание быта. Долго рыщем по коробам саней в поисках необходимых вещей. Не мудрено — собирались-то мы впопыхах. Плюс «незнакомая» палатка, которую ставим в свете фар и налобных фонарей. (Увы, потренироваться в Рыбинске нам не удалось — времени на установку палатки и пробный пробег на снегоходах перед стартом не хватило…) Первый раз наш походный «дом» ставит сам брат Аркадий, поскольку является его «крестным отцом». Он уже знаком с палатками такого типа («Арктика» от компании «Мегатест»), использовал их в своих прошлых экспедициях. Но со следующего утра лагерные хлопоты (и установку палатки, и приготовление пищи) беру на себя я, практически бесполезный в ремонтных работах. Познакомиться с устройством палатки, когда она уже собрана и установлена, мне не составило большого труда. Разбирать — не собирать, а ломать — не строить… Палатка представляет собой восьмигранный шатер, внутри которого «под куполом» находится небольшая дюралевая «таблетка» с восьмью дырками для стоек. Одним концом они должны упираться в специальные проушины в дне, а другим — в «таблетку» под «куполом» палатки. Вот так и получается каркас — этакий дюралевый «цветочек». Для установки этого «дома» я (иногда один, иногда с братской помощью) привязываю штормовую (противоположную входу) грань палатки к саням или снегоходам. Потом нахожу в бесформенной куче капрона входное отверстие и залезаю внутрь с комплектом стоек. Иногда собранные стойки внутрь палатки подают братья (если не заняты другими делами и ремонтами). Внутри тента я расклиниваю собранные стойки таким образом, чтобы в результате получился восьмигранный шатер в человеческий рост. Стойки, чтобы они строго соответствовали граням, фиксирую внутри липучками. Затем внутри шатра на пластмассовых крючках подвешиваю внутреннюю палатку, которая внизу закрепляется опять-таки на липучках. Были там еще какие-то петельки-пряжечки-крючочки, которыми, честно сказать, я не пользуюсь. И без них после установки палатки на трескучем морозе, руки, что называется, отваливаются. Мне здесь помогает только прошлый северный и горный опыт. Обычно полярник или альпинист чутко «слушает» состояние каждого своего мизинца. Что на руках, что на ногах. Чуть что не так, сразу принимает меры — дует на пальцы, греет их за пазухой, крутит рукой, качает ногой. В таких случаях я сразу вспоминаю свои видеокадры 1994 года, когда на пике Ленина, на высоте около 7000 метров альпинисты отогревали ноги. Обопрутся на лыжные палки, и ну махать ногами — левой, правой — чтобы кровь прилила к пальцам. Пока не отогреют — дальше не идут, на такой высоте можно и без ног остаться. Но в нашем «палаточном» деле главная проблема — это руки… Кстати, при всем уважении к нашей шестиместной палатке, которая прослужила нам верой и правдой, хочется сказать о ее «минусах» и несовершенствах. Да, палатка удобна, тепла, герметична и даже гигиенична. Но только тогда, когда она уже установлена. Да, пользоваться ей удобно, сказать здесь больше нечего. Сдвоенный примус «Дастан» прогревает ее до хорошей плюсовой температуры при любом морозе и ветре. Но вы попробуйте поставить эту палатку на 30-градусном морозе! Да хотя бы на 20-градусном! Просто беда, что большинство операций по ее установке приходится выполнять голыми (!) руками. Я пробую и так, и сяк: надеваю то рукавицы, то шерстяные, то хлопчатобумажные перчатки... Провожу всякие эксперименты... Ничего не выходит — только голые пальцы могут справиться со всеми этими липучками, крючочками, петельками и застежками… Короче, поиздевались создатели палатки над туристами… А еще я не рассказал о том, как снимается это чудо швейного производства! Порядок обратный — сперва отстегивается внутренняя палатка, потом вынимаются и разбираются стойки… Увы, я не сразу понял главную «фишку». Снимать эту палатку можно только в наглухо застегнутой куртке с нахлобученным на голову капюшоном. Иначе изморозь, что накопилась за ночь (а ее килограммы), норовит проникнуть за шиворот, в карманы и завалиться в сумку с видеокамерой, которая у меня вечно висит на груди. Но это еще не все. Если внутренняя палатка при полном «закапюшонивании» снимается без проблем, то со стойками все равно приходится долго возиться. И чем ниже температура, тем возиться дольше. Дело в том, что внутреннее тепло палатки (от примуса, дыхания, приготовления пищи) насмерть примораживает стойки к «таблетке» под потолком. Так, что руками в мороз их не отодрать. Что делать? Зажигалкой греть «таблетку» до тех пор, пока она не «отпустит» вмерзший в нее дюраль… Ну а сами стойки? Их тоже не разобрать, на них намерзает за ночь по несколько миллиметров льда. Мы пробуем два варианта: разогревать их с помощью зажигалки (что на ветру проблематично) и — второй вариант — голыми руками. Руками получается быстрее… Но пусть производители палатки все же не обижаются за антирекламу — у меня нет конкретных предложений по усовершенствованию этой конструкции. Добрым словом в экспедиции я вспоминал только «старинную» палатку «Зима», все растяжки и стойки которой расположены снаружи (!), внутренних стоек (кроме центрально кола) в ней нет (!) и поставить ее можно в каких угодно (!) рукавицах! Слов нет. В Арктике, как уже давно известно, важна каждая мелочь.
| |||||
<<< предыдущая | наверх | к началу раздела | следующая >>> | |||||
© Владимир Корольков, экспедиционная группа «Таймыр», 1994–2011 год При использовании материалов сайта ссылка на snegohod.org обязательна |
|||||