Главная >> Экспедиция Салехард–Уэлен >> Дневник >>

ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ САЛЕХАРД–УЭЛЕН

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

26 февраля 2011 года (день минус второй)
ОТЪЕЗД ИЗ РЫБИНСКА

Начнем, пожалуй!

Психиатры говорят: совершенно здоровых людей не бывает. Есть только недообследованные… Так вот, представьте картину: трое недообследованных мужчин с доброй тонной груза впихиваются ночью в Ярославле в вагон «СВ» поезда Москва–Лабытнанги, чтобы отправиться в экспедицию на снегоходах. Их ждут 8000 тысяч километров по Крайнему Северу нашей страны. Треть Полярного круга. Безлюдные и почти безлесные арктические пустыни. Без специальных «забросок» горючего и продовольствия. На отечественных, почти серийных, снегоходах «Тайга», произведенных в Рыбинске. Никто никогда не делал такого... И, может быть, никогда больше не сделает. Ведь «настоящих буйных мало…», как сказал однажды поэт… В голове это все пока не укладывается.

Как же случилась такая экспедиция, как мы попали в нее? Начнем издалека-задолго, оттуда, где течет река Волга…

Немалое по российским меркам предприятие с правильным, патриотичным названием — ОАО «Русская механика» — в городе Рыбинске уже 40 лет выпускает снегоходы. Случилось так, что в нашей стране сейчас это монополист. Сказать, что его продукция широко известна, значит — ничего не сказать. По крайней мере, там, где зимой лежит снег (а это три четверти самой огромной на планете страны) рыбинские снегоходы знают «в лицо». Такой вот штришок: имя собственное снегохода «Буран» давно стало нарицательным. Бураном на Северах называют любую (и импортную, и российскую) снегоходную технику. Прикольно звучит: «буран Ямаха», «буран Бомбардье»… Говорит это о многом. Народ в его словотворчестве не обманешь. Кстати, и след снегохода называется теперь только «буранкой», и никак иначе…

Именно на «Буранах» заводчане ушли в первый испытательный пробег по маршруту Рыбинск–Воркута в дремучем 1974 году…

Однако жизнь не топчется на месте. Около десяти лет назад в Рыбинске началось серийное производство новых снегоходов семейства «Тайга». А коли так, то понадобились люди, способные эту технику испытать и замучить. Причем, в самых экстремальных условиях на планете — в российской Арктике.

Кто не согласен насчет экстремальности, может заглянуть в климатические справочники — таких низких температур и сильных ветров нет нигде, кроме Антарктиды. Но на «белом континенте» люди не живут постоянно. Они работают вахтовым методом, собирают научные данные, и только. Городов и поселков там нет, и вряд ли они скоро появятся.

А на российском Севере как раз наоборот — есть и города, и поселки, идет добыча нефти и газа, рудных и нерудных полезных ископаемых, драгоценных металлов, строятся дороги, ледоколы проводят суда… Всю зиму люди пасут оленей, добывают пушнину и ловят рыбу. Эти занятия для многих служат единственным источником дохода и способом пропитания. Короче, в российской Арктике жизнь кипит. А кто станет отрицать важность обустройства Северного морского пути и трансполярной авиатрассы, соединяющих страны и континенты через арктические моря?

Короче, все серьезно. Арктика — это прошлое, настоящее и будущее нашей великой северной страны. Прошлое, настоящее и будущее многих поколений наших сограждан. Ну, и как, после всего вышесказанного, не снабдить их качественной современной техникой?

Естественно, идеальных снегоходов на свете не бывает. И быть не может. Как верно заметил Валерий Михайлович Караваев, генеральный директор ОАО «Русская механика», только испытания техники в экстремальных условиях и длительных путешествиях могут показать ее лучшие качества, выявить недостатки, дать пищу для размышлений инженерам и конструкторам завода, тем самым сделав отечественные снегоходы надежнее, мощнее, проходимее и комфортнее.

На новых снегоходах «Тайга» в 2010 году команда ОАО «Русская механика» прошла суровый 4000-километровый маршрут через Уральский хребет от Рыбинска до Салехарда. В пробеге участвовали четыре машины, а руководил им инженер-конструктор из Рыбинска Аркадий Попов. Об этом путешествии написано немало, и каждый любознательный читатель может, например, заглянуть на сайт «Русской механики» http://russnegohod.ru/events/race20100304/.

В этом году история посерьезней. В путь вдвое больший, вдесятеро более экстремальный отправляются три снегохода семейства «Тайга».

Возглавит экспедиционную колонну прекрасно зарекомендовавший себя в прошлогоднем пробеге «Тайга Патруль SWT», на широкой 600-миллиметровой гусенице. Благодаря ей и новому 550-кубовому мотору с лепестковыми клапанами на впуске этот снегоход и в глубоком снегу, и на крутых подъемах способен выполнять самую тяжелую работу. Поведет этот «снежный трактор» руководитель экспедиции Аркадий Попов. В прошлогоднем пробеге он управлял таким же «Патрулем».

Вторым в колонне пойду я, Владимир Корольков, оседлав новую разработку завода — «Тайгу Варяг». Это утилитарный снегоход, «впитавший» в себя все многолетние наработки и опыт производства снегоходов ОАО «Русская механика». «Варяг», при его простоте и функциональности, при более чем привлекательной цене, скорее всего, составит серьезную конкуренцию «Ямахе Викингу» и другим снегоходам зарубежного производства. И даже превзойдет их по некоторым характеристикам. В общем завод делает немалую ставку на эту новую машину, поэтому она и появилась в составе экспедиции.

Замкнет колонну Артем Калинин на «Тайге Атаке II», которая участвовала в прошлогоднем пробеге, но сейчас для испытаний получила несколько новых узлов и агрегатов. Это, пожалуй, самый «комфортабельный» снегоход, имеющий переднюю подвеску рычажного типа и модернизированную подвеску на «корме».

На всех снегоходах заводчане установили пластиковые лыжи американского производства с накладками и подрезами из твердых сплавов для лучшей управляемости на льду и жестком снегу.

Так что все машины, в общем-то серийные. Из нововведений — гидравлические тормоза (груз-то на крюках запредельный), дополнительная катушка зажигания с высоковольтными проводами и датчик температуры на выхлоп. Вот и все. Остальное — прямо с конвейера.

Специально для пробега завод изготовил сани, на которых по центру закреплен вместительный пластиковый короб для снаряжения, а по бокам — ячейки для четырнадцати 20-литровых канистр с топливом. Итого по 280 литров на снегоход, не считая двух десятков запасных канистр внутри коробов.

Испытание нам и машинам предстоит вполне «взрослое» — не просто пройти маршрут, но и протащить за собой груз, вдвое-втрое превышающий норму для этих моделей. По плану, «Патруль» должен будет тащить 800-килограммовые сани, «Варяг» и «Атака» — 500-600-килограммовые. Приключения намечены серьезные, такие, что не выпадали, пожалуй, на долю ни одного снегохода в мире.

Но вернемся к трем путешественникам, которым за несколько месяцев до старта такое путешествие не могло и присниться. Они даже практически не были знакомы друг с другом… Итак, их трое: руководитель прошлогодней экспедиции Аркадий Попов, инженер, конструктор, изобретатель, рационализатор, путешественник с огромным стажем, а ныне рыбинский предприниматель; Артем Калинин, профессиональный испытатель снегоходов «Русской механики», мастер на все руки, настоящий «русский механик»; и, наконец, автор этих строк, житель подмосковной Черноголовки, которому поручено запечатлеть и описать подвиги «первопроходцев».

Сразу скажем, что еще в поезде в нашем коллективе прижилось обращение «брат». Брат Аркадий, брат Артем, брат Вова... Если хотите, этакое полярное братство. Или маленький мужской монастырь. Кому как ближе. Согласитесь, приятно обращаться к человеку «брат» или слышать от него такое обращение! Сразу, хочешь — не хочешь, приходится вести себя по-братски.

Вообще-то, такое обращение на Руси используют уже очень давно. На флоте — «братишки», в пехоте — «братцы», в монастырях — «братия», даже у «законо-не-послушных» граждан — и то «братва». Так что мы, как бы, в духе русских традиций.

Не знаю как другие братья, но я ни разу не пожалел, что у нас в коллективе прижилось такое вот «братское» общение и обращение.

А организатором, идеологом и спонсором этого путешествия, как вы уже догадались, выступило ОАО «Русская механика». Что тут добавишь — молодцы, что понимают необходимость испытаний, что «болеют» за технику и престиж нашей державы. И спасибо, конечно, что предоставили нам возможность окунуться в эти приключения, проверить не только технику, но и себя…

 

Памяти Василия Рыжкова
     
 
<<< предыдущая | наверх | к началу раздела | следующая >>>
© Владимир Корольков, экспедиционная группа «Таймыр», 1994–2011 год
При использовании материалов сайта ссылка на snegohod.org обязательна
         
Яндекс.Метрика